По данным украинской компании, импорт шин из соседней страны осуществляется по заниженным ценам, что приводит к вытеснению отечественной продукции с внутреннего рынка. Так, в течение нескольких лет "Росава" стабильно сокращала объемы реализации шин на Украине.
При этом емкость рынка за этот период существенно не менялась и составляла порядка 4,4-4,9 млн. шин в год. А темпы прироста потребления этой продукции выросли всего на 1,78%. В то же время, соотношение между внутренними производителями и импортерами на рынке изменилось кардинальным образом.
С 2005 г. по I полугодие 2008 г. доля украинских компаний ("Росава" и "Днепрошина") сократилась более чем в 2 раза, с 64% до 30% (с 3,1 до 0,9 млн. шт.). Т.е. реализация отечественной продукции внутри Украины сокращалось на 700 тыс. шин ежегодно. Параллельно росла доля импорта - с 36% в 2005 г. до 70% в I полугодие 2008 г. (с 1,7 до 2,1 млн. шт.).
Как утверждают представители компании, белорусский импорт вырос с 15% до 21%. Согласно данным "Укрпромвнешэкспертизы", "Белшина", единственный белорусский поставщик шин в Украину, стабильно занижает цены на свою продукцию.
Так, ее стоимость была ниже цен на белорусском рынке в 2005 г. - на 5,3%, в 2006 г. - на 14,3%, в 2007 г. - на 22,7%. При этом демпинг щедро покрывался растущим спросом: в 2006 г. выручка "Белшины" от реализации в Украине составила $8,3 млн., в 2007 г. - $13,8 млн., в 2008 г. - $20 млн. Закономерный вопрос, почему на внутреннем рынке, т.е. у нас цены опять оказываются выше, чем на экспортных? Ответа мы не дождемся, я думаю.
Падение объемов реализации шин и появление существенных товарных излишков привело к весомому снижению объемов производства в 2007 г. Если в 2006 г. было произведено 4,8 млн. шин (что на 1,4% больше 2005г.), то в 2007г. было выпущено только 3,7 млн. шин, что на 22,8% меньше, чем в 2006 г. Соответственно сократилась и прибыль от реализации шин на внутреннем рынке, в 2007г. снизившись на 60 млн. грн.
Стоит отметить, что украинских производителей теснит не только белорусский конкурент. Импортные шины среднего ценового сегмента, которые всего на 100-150 грн. дороже отечественных аналогов, с каждым годом отвоевывают у них рынок. Среди них чешская Barum, российская Amtel, словацкая Matador и польская Debica.
Место на рынке с ними делят крупнейшие мировые производители, представленные в премиум-классе, - французская Michelin, немецкая Continental (Barum, Semperit, Gislaved и др.), японская Bridgestone и американская The Goodyear Tire (бренды GoodYear, Fulda, Kelly и Sava).
Напомним, в конце 2008 г. о намерениях построить в Луганской области завод по производству шин заявило руководство финской компании Nokian Tyres. В целом на украинском рынке представлено более 25 разных торговых марок. В последнее время начал значительно расти импорт из Кореи, Китая и Японии, прежде всего таких корейских брендов, как Kumho, Nexen и Hankook (последний, кстати, недавно построил завод в Венгрии).