Кресло, монитор, «мышка» — обычный офисный набор. Сижу перед монитором. За несколько десятков секунд мне предстоит решить головоломку, чем–то напоминающую игру в пятнашки. Квадраты с цифрами двигаются вразнобой и никак не хотят выстраиваться в нужной последовательности. Прямо как машины на оживленной минской улице в час пик. Единственное отличие — в цене ошибки. Нет визга тормозов и помятого бампера, а лишь намек программы — с логикой и внимательностью сегодня беда. Ехать домой лучше на автобусе, оставив припаркованную машину до лучших времен...
Спросите, какая связь между пятнашками на мониторе и рулем автомобиля? Оказывается, прямая. Сотрудники БелНИИТ «Транстехника» вместе с учеными Республиканского центра проблем человека Белгосуниверситета разработали комплексную программу для медико–психофизиологического тестирования водителя. О необходимости подобного новшества говорили давно, ведь проблема адаптации новичка на дорогах — не абстрактное понятие, а реальный фактор риска.
Как в армии воин должен мигом броситься на землю, услышав команду «вспышка справа», так и на дороге водитель обязан молниеносно ориентироваться в изменении обстановки. Подготовить автолюбителей к непростой жизни на дорогах и призвана новая разработка.
...Задачки на оперативную и образную память, моторику. А вот — на внимательность. Из многообразия дорожных знаков на экране нужно запомнить те, которые повторяются. Когда картинка «потухнет», щелчком «мыши» правильно указать эти пары. Наивно? Как сказать. Типичная ситуация для водителя–новобранца: перед перекрестком установлены пять–шесть различных знаков. Секунда на то, чтобы сориентироваться, какой из них основной — знак приоритета, рекомендованной скорости, движения только прямо и направо... Умение вычленять главное тоже надо тренировать. Иначе — визг тормозов.
— За рубежом таким тестированием никого не удивишь. Мы же пока лишь начинаем исследования в этой области — говорит начальник отдела безопасности движения на транспорте БелНИИТ «Транстехника» Михаил Свистун. — Программа на компьютере, которую вы попытались пройти, — опытный образец. Еще предстоит усовершенствовать алгоритм, опробовать методику на реальных водителях и курсантах автошкол. В будущем, если технология себя оправдает, не исключаю, что тестирование нужно будет проходить на этапе выдачи медицинских справок. А мерилом эффективности теста станет показатель аварийности. Ежегодно молодые водители со стажем до одного года становятся виновниками 5% ДТП. Если цифры пойдут на убыль, значит, мы попали в точку.
Пока же в качестве эксперимента решать задачи на компьютере суждено учащимся нескольких минских автошкол. Тесты будут носить рекомендательный характер. Пройти их можно бесплатно. Планируется, что программа не только укажет на возможные пробелы (медленная реакция, слабый глазомер), но и предложит упражнения для устранения этих недостатков.
...У специалистов «Транстехники» есть и другие планы в области изучения водительской психологии. К примеру, создание программы по индивидуальному подбору транспортного средства. Известно, что для управления «каблучком» достаточно иметь в правах открытую категорию «B». Но обзорность в таких автомобилях затруднена. Не пройдете тест на компьютере, получите рекомендацию выбрать другое авто.
Применять новинку можно и при устройстве на работу. Приходит кандидат в автопарк, ему предлагают решить несколько задач. Программа выдает: садиться за руль автобуса вам не стоит. Попробуйте такси...
Конечно, прислушаться или улыбнуться, прочитав компьютерный вердикт, — зависит лишь от автомобилиста. Некоторые из тех, кто любит порезвиться на дорогах, наверняка воспримут идею со скепсисом. Задача доказать важность психологической подготовки ложится на плечи инструкторов в автошколах. Достаточно ли у них навыков, есть ли желание? Это мы узнаем уже скоро.