В Европе это уже десятый День без автомобиля. Идея этой акции зародилась во Франции в 1998 году и вскоре получила распространение по всем европейским странам. В этот день автолюбителям рекомендуется не использовать личный автотранспорт, а передвигаться с помощью общественного транспорта, велосипедов или роликовых коньков. Например, в Бельгии весь автобусный транспорт в этот день работает бесплатно.
Беларусь впервые участвует в мероприятии. Минские власти тоже поначалу подумывали сделать проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях 22 сентября бесплатным, но до соответствующего решения дело не дошло.
Чтобы проверить, готовы ли наши водители хотя бы на день предпочесть личному транспорту общественный, мы опросили 100 человек в спальных районах столицы. Сознательность столичных автолюбителей оказалась не на высоте.
«А вы бы сами попробовали уехать отсюда утром в час пик на автобусе», - предложили сразу трое жителей Лошицы. И добавили, что «ни один нормальный человек, у которого есть машина, не откажется ехать на ней на работу ради какой-то там идеи».
Похожие варианты ответов дали автолюбители, живущие на Юго-Западе, в Малиновке и Сухарево. «Вот будем жить во Франции, тогда и будем спасать экологию», - не сговариваясь, съязвили десятка два водителей в разных районах столицы.
Самым популярным ответом был следующий: «Можно подумать, автобусы загрязняют воздух меньше». Разумеется, не меньше – один автобус выбрасывает в воздух столько вредных веществ, сколько восемь легковых автомобилей. Но при этом вместимость одного автобуса — около 60 мест (а в часы пик куда больше), а восьми автомобилей – максимум 40.
Из сотни опрошенных лишь пять человек заверили, что пересядут в честь Дня без автомобиля на метро.
Штрафовать человека лишь за то, что он сел сегодня за руль, никто не будет. Но экологи намерены совместно с ГАИ сделать контрольные замеры автомобилей, выехавших в город. Если экологические параметры не будут соответствовать нормам, штрафа не миновать.