17 мая в Браславском районе на Витебщине прошел третий этап чемпионата Беларуси по авторалли. За первое место боролся 21 экипаж, а среди участников были представители не только нашей страны, но и гонщики из Литвы и Латвии. Автомобильный портал Руль.by является партнером экипажа Максима Багеля и Алексея Будникова, который выступал на автомобиле Toyota Celica в составе команды РУСЦ ДОСААФ. С ними мы и поговорили о том, как проходила гонка, как команды перенесли огорчения и победы.
- Трасса в Браславе очень интересная для гонщиков и зрелищная для зрителей - холмистая местность, много перекатов. В этот раз организаторы поработали на славу: получилось организовать целое шоу с большой сценой, на которой выступали известные белорусские группы. Все желающие могли подойти и пощупать гоночные автомобили, сфотографироваться с приглашенными звездами, взять автографы у гонщиков, - говорит Максим.
- Я считаю, что когда из ралли делается шоу – это дополнительный плюс всем, ведь тогда к командам идут спонсоры, появляется реклама - популяризация автоспорта в Беларуси растет, - добавляет Алексей. – Не случайно Браслав уже становится столицей белорусского ралли – в этом регионе гонка получается самой зрелищной.
Выше нос!
- Машину мы готовили около месяца. Мы полностью перебрали подвеску, поставили жесткие передние пружины, благодаря чему машина стала ехать стабильнее. Мы немножко приподняли переднюю часть машины – поменяли распределение веса по осям. Выбор резины пал на марку KX. Некоторые очень скептически смотрели на наш выбор, потому что браславская трасса считается твердой по грунту и достаточно каменистой. Но мы не ошиблись: как показала первая секция, трасса быстро превратилась в сплошную песочницу, и наши шины нам очень помогли, машина себя вела очень стабильно.
Прописка для коров не указ
- Перед любой гонкой есть так называемая прописка. Прописка – это предварительный проезд по трассе и фиксация всех ее элементов: поворотов, подъемов и спусков, покрытия. Это очень важный этап, потому что по прописке штурман будет докладывать пилоту о том, что ждет его за поворотом. Прописка делается несколько раз: первый раз – очень медленно и внимательно. Второй раз – уже на большей скорости, именно тогда вносятся поправки. Третий раз – практически в боевом режиме.
Абсолютно вся трасса состоит из дорог общего пользования. Интересно то, что прописка производится без перекрытия дороги сотрудниками ГАИ, т.е. в это время по дороге ездит обычный транспорт, ходят местные жители, гуляют коровы. И поэтому на перегонах между спецучастками нужно ехать строго по ПДД: если висит знак «40» –я должен ехать 40 км/ч. В противном случае сотрудники ГАИ могут зафиксировать нарушение и потребовать штраф как с обычного водителя.
Ремонт – прямо на трассе
- Команда РУСЦ ДОСААФ сработала очень слаженно. Результат налицо: второе место в абсолютном зачете, два первых и одно второе место в классах и первое командное место. Очень много времени мы уделили подготовке. Многие экипажи ремонтируются прямо на ралли. Мы же бросаем все силы на то, чтобы полностью отдаваться гонке. Иногда даже вопреки логике мы не берем с собой какие-то запчасти. Ралли – это серьезная дисциплина, которая требует как технической, так и психологической подготовки всей команды. Любой внутрикомандный конфликт или скандал во время соревнований накладывает отпечаток на всю команду и непосредственно влияет на результат. В это раз у нас все получилось, рабочая обстановка была идеальной. Самой большой проблемой стал отрыв бампера у Сергея Овчинникова. Но во время регруппинга (перерыва между секциями) его удалось хорошо закрепить.
«Попа сжалась только раз»
- Первый спецучасток мы проехали очень хорошо. Мы даже сами удивились, - рассказывает Максим. - На втором участке все было нормально, машина ехала от обочины до обочины и была полностью контролируема.
-У меня попа сжалась только один раз! - откровенничает Алексей, но сразу добавляет: - Но это нормальный рабочий момент. Штурман всегда волнуется больше пилота – ведь он не за рулем и никак не может повлиять на ситуацию. Мне показалось, что нас начало заносить. Но зато зрители и работники прессы зафиксировали у нас самый высокий и дальний прыжок!
- Наша ошибка была в том, что я слишком увлекся управлением автомобиля? - сетует Максим. - Может быть, я где-то не услышал, может быть, это штурман не так сильно акцентировал внимание на опасном повороте. В результате я слишком быстро влетел на перекат, после которого был левый «третий поворот» – поворот третьей категории сложности. На перекате машина всегда разгружается, и мы буквально выпрыгнули из поворота. В результате у нас «разулось» колесо, его спустило, и мы уперлись диском в землю. Из-за этого мы вырвали шаровую опору из рычага передней подвески. Нам удалось поставить запасное колесо, но мы потеряли много времени. На скрипящем автомобиле мы все-таки закончили спецучасток, а позже решили, что с таким повреждением продолжать гонку бессмысленно. Конечно, мы расстроились, но это ралли – а на ралли возможно все! Впереди три этапа «Ралли-спринт» - вот тут мы постараемся побороться за места.
Настоящее ралли - это тщательная подготовка, это потерянные нервные клетки, это недели «недосыпа». Видно, что ребята были очень уставшие. Но чувство сожаления о том, что все уже закончилось, читалось у них в глазах. Ведь автогонщики всегда с нетерпением ждут следующих гонок, и уже через несколько дней начнут подготовку к следующему этапу. Для того, чтобы в очередной раз получить свою дозу адреналина и вернуться домой уставшими, но довольными.