Соревнование между старинными автомобилями в этом году стали уже третьими по счету в нашей стране. Ранее подобные события разворачивались в белорусской столице в 2008 и 2010 годах.
В этот раз было заявлено 30 экипажей. Подавляющее их большинство представляли Беларусь. Гостями были лишь водитель Дмитрий Штернберг и штурман Александр Кончаковский, которые приехали к нам из Санкт-Петербурга. Они выступали на автомобиле ГАЗ 21-И 1961 года под номером 22.
К старту допускались автомобили, выпущенные до 1970 года. Тем не менее, организаторы приняли решение допустить к старту и более «молодые» машины. Так, право принять участие в «Олдтаймер-ралли 2011» получили пара представительских ЗиЛов. 115-я модель под мтартовым номером 7 была произведена в 1985 году. Ею управлял экипаж в составе водителя Андрея Проценко и штурмана Марины Шатолиной. Другой ЗиЛ – 41047, выпущенный годом позднее, под шестым стартовым номером. В состав его экипажа вошли водитель Михаил Зезюля и штурман Андрей Янукенас.
Также к старту были допущены экипажи под номерами 8 (водитель Ксения Волкова, штурман Владислав Мурашкевич, автомобиль Volkswagen Kӓfer 1971 года), 9 (водитель Евгений Маламуж, штурман Сергей Аксенов, автомобиль ГАЗ 24 «Волга» 1976 года), 14 (водитель Артем Гончарик, штурман Михаил Коляго, автомобиль ГАЗ 69 1971 года), 27 (водитель Евгений Лахманов, штурман Надежда Лахманова, автомобиль Lincoln Continental 1977 года) и 29 (водитель Сергей Шабловский, штурман Андрей Романовский, автомобиль Cadillac Eldorado 1971 года).
Могу лично подтвердить высокий уровень организации «Олдтаймер-ралли 2011». Кроме грамотного и профессионального судейства, которое отмечалось и участниками, для него был подобран и очень интересный маршрут. Я лично убедился в этом, пройдя его от начала и до конца с экипажем под номером 5. Водитель Евгений Урывский и его очаровательный штурман Лидия Винцкевич выступали на Citroën DS 1966 года.
Маршрут ралли начинался возле городской Ратуши на площади Свободы (старт был дан в полдень) и включал в себя городские улицы, а также пригород. Водителям скучать не приходилось. Ведь как оказалось, совсем рядом, под Минском, есть много лихо закрученных узких дорог. По своим характеристикам они близки к горным и так и просятся принять этап чемпионата мира по ралли WRC или хотя бы IRC.
И хотя в ралли старинных автомобилей важна не скорость, а регулярность проезда маршрута (за более раннее или более позднее преодоление контрольных точек начислялись штрафные секунды), штурманам скучать также не приходилось. Ведь не всегда на ходу бывает понятно когда, где и куда следует повернуть, ведь в «легенде» даны только основные ориентиры.
А на одном из участков штурманы в прямом смысле стали глазами своих водителей, которым пришлось преодолевать короткий извилистый отрезок, длиной метров 50, с завязанными глазами! «Мой» экипаж почти справился с этим, сбив один из конусов только на финише. Впрочем, забегая вперед, скажу, что это не помешало им занять довольно высокое шестое место по итогам всего ралли.
Помимо этого на дистанции соревнования были и другие дополнительные испытания. Один короткий извилистый отрезок, предшествовавший «слепому», необходимо было преодолеть максимально быстро. А после промежуточной остановки в Заславле было испытание на самую длинную дистанцию, преодоленную накатом. Автомобиль становился под уклон, тормозился ручником, после чего стояночный тормоз отпускался и автомобиль катился под действием собственной тяжести. Далее он поворачивал и взъезжал на небольшой подъем, где под действием своего же веса на этот раз останавливался.
После проезда 150 км дистанции участники «Олдтаймер-ралли 2011» финишировали вечером в столичном парке Горького. Соревнование завершилось победой экипажа под первым стартовым номером в составе водителя Василия Урывского и штурмана Максима Знака на впечатляющем Pontiac Bonneville 1966 года.
В данном случае, по-видимому, сказался опыт выступления. Предыдущие два раза этим автомобилем управлял Максим Знак, что не мешало его победам. Поэтому и у всего экипажа в целом, судя по всему, изначально была выработана психология победителей. К слову, он лидировал по результатам обеих зачетных секций.
Второе место заняли с отставанием от лидера на 51,4 секунды водитель Олег Казак и штурман Алексей Согняев на Мерседесе 280 SE 1970 года (№ 26). Ну а «бронза» ралли досталась водителю и штурману ЗиЛа 41047 – Михаилу Зезюле и Андрею Янукенасу соответственно (экипаж № 6), которые проиграли победителям 2 минуты 39,1 секунды.
Как сообщают организаторы ралли, почти половина экипажей опоздала на финальную контрольную точку более чем на 15 минут, за что по регламенту, вообще-то, положена дисквалификация. Однако своей доброй волей организаторами было принято решение простить эту оплошность провинившимся. Таким образом, квалифицированы были все экипажи.
Ну а награждение призеров ралли и вручение дипломов в дополнительных номинациях состоялось все в том же парке Горького, в теплой во всех смыслах обстановке в кафе «Жар-птица». Здесь же участники соревнования праздновали свои успехи. И аплодисменты, чувствовалось, звучали искренние.
Что еще хотелось бы отметить, так это невероятную заинтересованность происходящими событиями прохожих на улицах. Многие из них зачарованно провожали эти прекрасные старинные автомобили взглядами, поднимали вверх большой палец, улыбаясь.
И перед стартом, и во время промежуточного финиша после первой секции в Заславле (ее длина составила 100 км, соответственно, вторая имела протяженность 50 км), и уже после финиша в парке Горького ни один из участников не был обделен вниманием публики. Люди с интересом рассматривали раритетные машины, фотографировались рядом с ними и восхищались их красотой. А возле городской Ратуши жемчужиной, вне всякого сомнения, была легендарная «Жестянка Лиззи» – Ford T! В самом ралли она, конечно, не участвовала в силу слишком уж почтенного возраста.
И в целом мероприятие произвело крайне позитивное впечатление. Как уже упомянутым выше уровнем организации, так и энтузиазмом участников. Каждый из автомобилей, представленных на нем, обладает увлекательной историей, выражает традиции той марки, к которой принадлежит и сам по себе является произведением искусства. А к прекрасному так быстро привыкаешь! Поэтому ждем новых стартов! Тем более, как было объявлено на церемонии награждения, есть мысль проводить в Минске «Олдтаймер-ралли» каждую вторую субботу мая. Поддерживаем двумя руками!