Строительство советского, а позже, соответственно, российского автогиганта было начато 25 августа того же года. А за 10 дней до этого в Москве между тогдашним главой концерна FIAT Джанни Аньелли и министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым был заключен договор о создании в Тольятти автомобильного завода с полным циклом производства. Строила Волжский автомобильный завод, как и все объекты Советского Союза подобного масштаба, вся страна.
Стартовало производство 1 марта 1970 года, когда цех сварки покинули первые десять кузовов будущих автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», созданных на базе итальянского FIAT-124, завоевавшего в Европе в 1967-м титул «Автомобиль года». Готовы же были первые шесть автомобилей 19 апреля, а 28 октября того же года первый эшелон с «Копейками» был отправлен в Москву.
Через некоторое время – 27 апреля 1971 года – с конвейера сошел опытный образец модели ВАЗ–2102 «Универсал», а 16 июля в 11 часов 50 минут сошел 100-тысячный автомобиль "Жигули" светло-палевого цвета.
Спустя менее чем полтора года – 5 декабря 1972 года был выпущен первый экземпляр ВАЗ-2103, производившийся до 1984 года. 77-сильный мотор мог разогнать его до 100 км/ч за 19 секунд.
Чуть более чем через неделю был выпущен 500-тысячный автомобиль «Жигули». Это произошло 13 декабря 1972 года в 22:20. А через год с небольшим – 21 декабря 1973 года – покинул конвейер миллионный «жигуль», которым стала как раз «тройка», которой в сентябре того же года на Пловдивской международной ярмарке в Болгарии была присуждена Золотая медаль.
21 февраля 1976 года начался выпуск другой знаковой модели – ВАЗ-2106. Продержалась она на конвейере аж до 2001 года. «Шестерка» представляла собой модернизированную модель ВАЗ-2103. Она предлагалась с двигателями объемом 1,6 и 1,5 л, а также с не снискавшим популярности мотором объемом 1,3 л. 28 декабря один из ВАЗ-2106 стал 3-миллионным автомобилем, выпушенным Тольяттинским заводом.
5 апреля 1977 года начато производство легендарной «Нивы» (ВАЗ-2121). А в 1979-м с конвейера начала сходить модель, дольше всех продержавшаяся на конвейере – ВАЗ-2105.
11 марта 1982 года было ознаменовано началом производства модели ВАЗ-2107, один из экземпляров которой в том же году 13 августа стал 7-миллионным автомобилем «Жигули».
12 октября 1983 года революционной модели ВАЗ-2108 Государственной аттестационной комиссией был присвоен государственный Знак качества. Это был первый советский хэтчбек. Впервые на автомобилях марки «Жигули» был применен передний привод с поперечным расположением двигателя, бесконтактным зажиганем, передней подвеской типа «МакФерсон», реечным рулевым управленем, тросовым приводом сцепления и пластмассовыми энергопоглощающими бамперами.
Начало перестройки стало началом сильнейшего застоя АвтоВАЗа. Более пяти лет «Жигули» не знали ни малейшей модернизации. 9 декабря 1986 года лишь был построен юбилейный 10-миллионный автомобиль, которым стал ВАЗ-2108.
Через год с хвостиком – 30 декабря 1987 года было начато производство модели ВАЗ-2109 «Самара». 23 февраля 1988 года один из них стал 11-миллионным «вазиком».
Приближавшийся развал Союза, который сопровождался глубоким экономическим кризисом, надолго затормозил развитие тольяттинского предприятия. Далее последовали «лихие 90-е» с криминальной войной за контроль над ним, в ходе которой погибло около 500 человек криминальных авторитетов, бизнесменов, сотрудников милиции, журналистов, общественных деятелей, а также представителей руководства завода.
Тем не менее, в 1996 году было запущено производство модели ВАЗ-2110 («Lada 110»). В 2004 году она получила 8-клапанный инжекторный двигатель объемом 1,6 л вместо полуторалитрового карбюраторного.
В сентябре 2002 года на конвейер стал наследник «Нивы» – разработанная совместно с концерном General Motors модель Chevrolet Niva. В итоге сам бренд «Нива» отошел к американскому автогиганту. А модель ВАЗ-2121 (собственно «Нива») получила название «Лада 4x4».
18 ноября 2004 года стартовало производство модели Лада Калина. Разработка его была начата еще в 1993 году.
21 апреля 2007 года начались продажи седанов Лада Приора, относящихся к европейскому сегменту C. В феврале 2008 года модель получила кузов хэтчбек.
И, наконец, на осень текущего года намечен запуск «сверхбюджетной» модели АвтоВАЗа – переднеприводного седана Lada Granta, созданного на базе Калины.
Ну а мы с интересом будем наблюдать за тем, как будет происходить развитие моделей АвтоВАЗа под крылом французской Renault.