В минувшую пятницу, 19 сентября, Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 "Славута" - потомка знаменитого во времена СССР "горбатого" ЗАЗ-965. Последний экземпляр самого дешевого народного авто был отправлен дилерам, пишет газета "Труд".
Стоимость "Запорожца" в версии "Таврия" составляла не более 3 000 долларов, а ее 4-дверный вариант под названием "Славута" дилеры продавали по 6 000 долларов.
Заводскую легенду о том, как определялась цена на малолитражки, рассказал бывший директор ЗАЗ Степан Кравчун. Как-то глава конструкторского бюро завода Владимир Стешенко вывел формулу: "Запорожец" должен стоить не дороже тысячи бутылок водки. Так поначалу и было. Первый "Запорожец" обходился покупателям в 1800 рублей. А поллитровку продавали за 1 рубль 80 копеек. Потом водка подорожала до 2 рублей 20 копеек. И цена "Запорожца" поднялась до 2200 рублей. Последняя модификация "Славута" стоила примерно 2500 поллитровок. То есть золотое правило нарушили. Может быть, именно поэтому ЗАЗ прекратил выпуск собственных машин?"
Если без шуток, то прекратить производство этого автомобиля вынудили автопроизводителя экологические требования Евросоюза, в который стремится попасть Украина. В 2004 году на "ЗАЗе" разработали и наладили выпуск ограниченных партий "Славуты" стандарта "Евро-2", которые предназначались для продаж в России. Но доводить весь модельный ряд до уровня "Евро-2" оказалось бессмысленным - катализаторы, которые пришлось бы ставить на машины, сильно усложнили бы жизнь основным потребителям "Запорожца" - автомобилистам "из глубинки", привыкшим ремонтировать автомобили самостоятельно, а не в мастерских. Дело в том, что систему впрыска практически невозможно отрегулировать "на коленке", необходима квалифицированная помощь и оборудование.
Теперь украинский автозавод переходит на выпуск более рентабельного Chevrolet Lanos для внутреннего и российского рынков, а также вазовских "пятерок" и "семерок". Сборочный конвейер работает в три смены.