Попавший в Сеть проект закона об утилизационном сборе в Беларуси наделал много шума. И дело тут даже не в том, что подскочат цены на автомобили у нас в стране. Речь идет о тотальном уничтожении автобизнеса в Республике Беларусь, как сегмента экономики. Но обо всем по порядку.
Закон об утиль-сборе в Беларуси является точной копией законопроекта на территории РФ, что и не удивительно, ведь данный законопроект выгоден в перую очередь российскому автобизнесу, а не нам.
Ставка платежа будет взиматься за любое колесное транспортное средство, пересекающее просторы "Синявокай". Под "амнистию" угодят лишь беженцы, дипломаты и иностранные граждане. Под утиль-сбор также не попадают раритетные "тачки" (старше 30 лет). Ну и, конечно же, продукция отечественного производителя, такие как МАЗ, Geely, Zotye и т. д.
Все, что не вошло в этот перечень, облагается ставкой налогового сбора в размере от стоимости авто, умноженного на размер ставки утиль-сбора ввозимой машины на коэффициент расчета, зависящий от возраста автомобиля, объема двигателя и назначения.
Самое интересное, что ставка платежа утилизационного сбора указана в российских рублях. То есть, за легковой автомобиль вы заплатите 20 тыс. рос. рублей ($600), за грузовой 150 тыс. рос. рублей ($4600). Но, в отличие от РФ, у нас ставки НДС не 18%, а все 20 % . Таможенная пошлина у нас тоже не в пример выше. А вот доходы граждан не в пример ниже российских.
Белорусские автоэксперты в один голос утверждают, что это вызовет вполне ожидаемый скачок цен на автомобили в Республике. А вот в РФ цены на авто, напротив, останутся на прежнем уровне. Это сразу же вызовет неподдельный интерес белорусского покупателя к российскому авторынку, а вследствие - катастрофический отток валюты из страны. То есть Республика Беларусь сразу же окажется в неравных экономических условиях с РФ, что противоречит не только здравому смыслу, но и самой идее ТС. Кроме того, значительно подорожает бюджетный сегмент б/у автомобилей, за счет которых в 2013 году белорусский авторынок показал впечатляющие результаты.
Разница ставок платежей между физ. лицами и юр. лицами необратимо приведет к тому, что компании полностью откажутся от самостоятельного ввоза поддержанной техники на территорию Республики и будут пользоваться услугами физ. лиц, ввозя автомобили через подставных лиц. А это уже криминальная схема.
Вполне возможно, что после вступления закона о взимании утилизационного сбора, ввоз автомобилей на территорию Беларуси вобще прекратится как минимум на месяц. По крайней мере, такой срок дали Совмину на принятие мер после вступления закона в силу.
Что уже приготовил владельцам "железного коня" год Огненной лошади?