По статистике большинство автомобильных аварий происходит в темное время суток. На трассе далеко не всегда можно включить дальний свет, а ближнего порой не хватает для комфортной езды.
Не удивительно, что из-за плохой видимости автомобилист подвергает себя и окружающих дополнительной опасности. Особенно на загородных трассах, где освещение может отсутствовать и вовсе. Для таких, или примерно таких, случаев были изобретены специальные автомобильные системы ночного видения.
Они бывают двух типов.
Первый тип - это система с инфракрасными датчиками (ИД), которые улавливают инфракрасное излучение. Каждый предмет, температура которого выше абсолютного нуля (-273 C), является его источником. Улавливая тепловые лучи, система преобразует их в картинку. И чем выше температура предметов, тем ярче они выглядят на картинке, а «холодные» предметы более размыты. Из-за этой особенности пассивные системы способны ослеплять водителей, так как лампы накаливания встречных машин - это мощный источник теплового излучения. Первым автомобилем, который оснастил системой ночного видения, стал в 1998 году Cadillac De Ville. Его система состоит из трех основных узлов: приемника инфракрасного излучения, электронного блока с пультом управления и специального жидкокристаллического дисплея.
Второй тип автомобильных систем ночного видения, которые недавно представила компания Bosch, оборудован тепловизором(ТВ). Здесь применена технология Near Infrared, использующая ближнюю область инфракрасного спектра. Полупроводниковые датчики обеспечивают высокую детальность изображения и широкий обзор, что заметно повышает уровень безопасности вождения, так как картинка легко интерпретируется. Система подсвечивает невидимыми для человеческого глаза инфракрасными лучами объекты, а специальная камера – тепловизор фиксирует их отражение. Активная система по сравнению с пассивной детальнее «читает» пространство, а также способна более качественно распознавать «холодные» предметы - указательные столбы, дорожные знаки, потерянный груз, стоящие автомобили и даже дорожную разметку.
Теперь разберемся как это выглядит на практике.
В системе с ИД - если на встречу будет двигаться автомобиль с включенным светом, то произойдет засветка.
Системе же с ТВ - фиксирующим тепловое излучение объектов (люди, животные, нагретые части машин). не страшна засветка, она видит "цель" сквозь естественные неплотные препятствия (например, кусты) и умеет масштабировать изображение на дисплее в зависимости от скорости движения. На ней четче выделяется фигура человека в ближнем свете фар.
ИД в светлое время суток (дождь или сильный туман) бесполезна, а система же с ТВ отлично выполняет свои функции даже днем.
По круговому обзору обе разновидности системы примерно одинаковы. В свете ксеноновых фар человека идентифицировать на расстоянии 80 метров весьма сложно. Обе системы справляются с этой непростой задачей великолепно.
Но вот на расстоянии 150 метров уже чувствуется разница, ИД передают изображение гораздо хуже, по четкости картинки.
А вот ТВ позволяет отчетливо даже на таком расстоянии видеть человека. Окончательно человеческая фигура пропадет с тепловизора только на расстоянии 320 м.
А как реагируют эти системы на неодушевленные предметы, например припаркованные автомобили?
После выключения двигателя многие его детали еще долго излучают тепло, поэтому теоретически в такой ситуации электронный ассистент может помочь. На практике ТВ выловил опасность за 230 м. ИД же лишь выхватил искрящиеся в свете фар катафоты стоящей впереди машины. А если, допустим, светоотражателей нет или они заляпаны грязью? Здесь система на инфракрасных датчиках будет бесполезна в отличии от прибора ночного виденья с тепловизором.
Системы, основанные на ТВ прекрасно замечают людей и животных, скрытых кустарником на обочине. ИД- же не видят скрытые объекты даже за мелкими препятствиями.
На удивление стоимость системы с тепловизором не намного выше, чем ее аналога с инфракрасными датчиками.
Резюме что системы оборудованные ТВ обеспечивают гораздо больше безопасность на дороге
А теперь ложка дегтя, в бочку меда, обеим видам систем.
Главный минус всех этих систем - маленькое изображение на экране, а для безопасного водждения взгляд водителя не должен отклоняться от оси движения далеко и надолго иначе возникает эффект «слепоты, вызванной движением» (Motion Induced Blindness). Он заключается в том, что если уставиться на один объект в то время, когда сам находишься в движении, то периферическое зрение «слепнет» и человек буквально перестает видеть что-либо по бокам от себя.
Правда разработчики оснастили некоторые экраны, передающие с камер специальной шкалой контролирующей скорость, также есть и пиктограммы режим работы коробки передач, указатели поворота. Но повторяю не у всех.
По - этому сосредоточившись на мониторе, вы рискуете не заметить то, что происходит у вас прямо под носом и попасть в ДТП.
Правда, в Мюнхене сейчас работают над новым поколением проектора, который позволит накладывать виртуальную картинку на то, что видит водитель через стекло, но пока еще до этого далеко.