"Для нас всех загадка, как выпуск в Беларуси китайских автомобилей повлияет на автомобильный рынок в 2013 году", - сообщил председатель правления БАА Сергей Михневич.
Одним из возможных сценариев, отметил эксперт, является "замещение автомобилей из Тольятти белорусско-китайскими автомобилями". Последние "начнут перетягивать клиентов из сегментов, где господствует Lada".
Отметим, что по итогам продаж новых авто в минувшем году российский бренд Lada стал крупнейшим оператором на белорусском автомобильном рынке с долей в 14,3%.
Более точно потенциал китайских машин, собираемых на территории Беларуси, сообщил С. Михневич, можно будет оценить уже ближе ко второму полугодию. При этом, как прогнозируют в Белорусской автомобильной ассоциации, в их отношении "вполне возможен протекторат на уровне правительства".
Председатель правления БАА напомнил, что в 2008 году холдинг "Атлант-М" уже делал попытку вывести на белорусский рынок марку Geely, и она не имела успеха. "Мы искренне желаем удачи нашим коллегам", – резюмировал С. Михневич.
Несмотря на то, что, как прогнозирует эксперт, "китайцы" вполне способны "подвинуть" на авторынке российские марки, автомобили из Российской Федерации, как ожидают в БАА, и в 2013 году будут иметь хорошие позиции в Беларуси.
"Для нас всех загадка, как выпуск в Беларуси китайских автомобилей повлияет на автомобильный рынок в 2013 году", - сообщил председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич на пресс-конференции в Минске
"Относительно устойчивыми будут продажи тех брендов, у которых есть сборочные производства в России. Эти автомобили будут пользоваться более высоким спросом в силу отсутствия "растаможки" и более привлекательных цен, – считают представители БАА. – Однозначно усилится конкуренция. И в первую очередь в самых представленных классах "B" и "C". Сразу несколько автомобильных марок в 2013 году начнут поставки автомобилей этих классов из Российской Федерации. Сдерживающим фактором для данных классов может стать только жесткое квотирование со стороны производителей".
Как особо подчеркнул на пресс-конференции руководитель БАА, ассоциация по-прежнему ведет активный диалог с госструктурами о возможности снижения ставки НДС. По мнению С. Михневича, это абсолютно реально – в пример эксперт привел Казахстан, где НДС составляет 12%.
Это стимулировало бы развитие легального авторынка. Однако пока делать прогнозы в отношении НДС рано, поэтому в список главных факторов, которые будут определять развитие рынка в течение 2013 года, ассоциация возможное изменение ставки налога не включала.
Отрадно, что автомобильный ритейл вступает в 2013 год с четкими правилами работы и без каких-либо глобальных изменений, отмечают представители БАА.
"Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от условий финансового сервиса. Очевидно, что нынешние ставки по кредитам 40-45% не интересны потребителю. Падение ставки рефинансирования до запланированных правительством 20-21% станет главным катализатором роста продаж новых автомобилей", – ожидают в ассоциации.
Сейчас же, отмечают в БАА, "рынок находится в состоянии отложенного спроса. Средний класс пока не рассматривает возможность покупки автомобиля".
И уже сейчас можно говорить о серьезной смене потребительских предпочтений – в пользу бюджетных авто классов "B" и "C", с более слабыми и экономичными двигателями и механической трансмиссией.
Существует еще один тренд, связанный с силовыми агрегатами, но уже навязываемый рынку не только экономикой, а, в первую очередь, самими производителями: снижение литража моторов при сохранении динамических и повышении эксплуатационных характеристик.
В 2013-м сохранится и тенденция на снижение популярности дизельных двигателей. В 2008 году, по статистике импортера VW, который, по мнению эксперта, вполне можно транслировать на весь белорусский автомобильный рынок, процент продаж бензиновых моделей составлял 32%, в 2012-м – уже 77%.
"Неправильно, что дизельное топливо стоит дороже, чем бензин АИ-95", – резюмировал эксперт.
По словам руководителя Белорусской автомобильной ассоциации, встряска, которой авторынок подвергся в минувшем году, имеет серьезный положительный, в первую очередь для дилеров, эффект.
В стране не хватает "свежих" автомобилей в возрасте 2-3 лет, с небольшим пробегом, в хорошем состоянии – они вытягиваются российским рынком, и цена на них постоянно растет, отмечает эксперт.
По мнению С. Михневича, это привело к тому, что "у многих покупателей зарождается здравая мысль: не купить ли, добавив немного денег, новый автомобиль, а не подержанный". Как отметил руководитель БАА, разница в их стоимости сегодня составляет $3-5 тыс. и "как только существенно снизятся ставки по кредитам, выбор будет сделан в пользу новых автомобилей". При этом, по его словам, покупатели будут выбирать более "бедные" комплектации и, как говорилось выше, отдадут предпочтение "механике", а не автоматической КПП.
В зависимости от оптимистичности оценок, сообщил эксперт, в 2013 году рынок может прирасти на 10-30%, и по его итогам объемы продаж могут достичь уровня 2008 года, к чему давно и пока безуспешно стремятся белорусские дилеры.