На сегодняшний день благодаря усилиям белорусских властей произошел полный передел авторынка новых автомобилей и российскому автопрому достались самые лакомые кусочки от белорусского пирога.
По судите сами, согласно статистике Белоруской автомобильной ассоциации (БАА) в 2011 году объем продаж новых автомобилей в Беларуси составил 16 275 автомобилей, а по итогам 2012 г объем продаж подскочил больше чем на 4000 автомобилей, и уже составил 20 648 автомобилей, увеличившись на 26,9% по сравнению с 2011г.
Надо ли говорить, что основной рост пришелся на авто российского производителя. Lada, GAZ, UAZ оставили за бортом популярные иностранные автомобильные компании. На долю россиян пришлось 28,8% процентов всех продаж. То есть, по сути, они возглавили десятку крупнейших операторов автомобильного рынка действующих на территории Беларуси. Когда в 2011 г. доля их продаж была примерно равна объему продаж всех мировых автопроизводителей и составляла 15,5%.
Продажа российских автомобилей за 2012 выросли на 138%, тогда как продажи иномарок всего на 6%.
Важным фактором, способствующий тому, что российский производитель оказался у руля на белорусском авторынке, послужила организация Таможенного союза приведшая к изменению формы взимания НДС, к более длительному процессу согласования новых цен с производителями автомобилей и унификацией прайс-листов с рынками стран. Не менее важными факторами оказались дорогие кредитные ресурсы, негласный запрет на покупку импортных автомобилей для юрлиц государственной формы собственности, а также серый ввоз автомобилей из России.
Белорусы не только стали значительно больше покупать более дешевый и доступный российский автопром, но и по маркам изменили свои предпочтения. Если ранее наиболее популярными марками были автомобили классов «SUV», «C» и «D», то в 2012 году в небывалый рост пошли бюджетные автомобили. В результате доля автомобилей класса «B» выросла до небывалых 39,5%.
Еще один характерный и довольно значимый тренд 2012 года – отложенный спрос частных клиентов. По данным БАА, в 2011 году доля физических лиц составляла 74,6%, а юрлиц – всего 25,4%. В 2012 году основными покупателями новых автомобилей стали именно юридические лица, на чью долю пришлось уже 53,3 всех приобретений, а вот доля физлиц сократилась до 46,7%. Как заявил председатель БАА Сергей Михневич: «Большинство белорусов откладывает покупку новых автомобилей на более благоприятное время и никто не знает, когда этот отложенный спрос «выстрелит».
Сергей Михневич уверен, что тренд 2012 года продолжит укрепляться и в 2013 году. Кроме того, можно предсказать, что часть белорусов пересядут на Geely, выпуск которого стартует в Беларуси в ближайшие дни. Основным фактором при покупке нового автомобиля будет его цена, а уж затем все остальное.
Не за горами то время, когда мы все дружненько пересядем на Ladа и Geely, поскольку Евроазия полностью вытеснит европейского и американского производителя с белорусского авторынка, заняв все его ниши.