Речь идет о белорусско-иранском проект по сборке легковых автомобилей "Саманд" на мощностях СП ЗАО "Юнисон", совместно с иранской компанией Iran Khodro, реализация которого началась в 2007 году.
Полигоном для очередного создания совместного автопредприятия послужили производственные площади небезызвестного "Форд-Юнион" (поселок Обчак под Минском).
Планировалось, что новый автомобильный завод способен будет произвести до 30 000 авт. в год с учетом возможности выхода на рынок Таможенного союза.
Уже в 2009 г. иранская автомобильная компания, начавшая реализацию в Беларуси инвестпроекта, заявила о готовности увеличить свою долю в уставном фонде СП до 40% и успешно завершила эту сделку по офшорным схемам. Чуть позже уставной фонд был поднят до 49%. Через некоторое время Iran Khodro предложил довести вложение до контрольного пакета акций уточнив, что именно это и станет основным условием для дальнейших инвестиций и начала реализации второй фазы проекта, предусматривавшего увеличение степени локализации сборки до 51% (необходимое условие для льготной работы в условиях Таможенного союза).
На сегодняшний день руководство Iran Khodro приняло решение воздержаться от покупки дополнительного пакета акций, объяснив это дефицитом средств в условиях мирового финансового кризиса.
У нас в стране неоднократно предпринимались попытки создать собственное автомобильное производство в партнерстве с зарубежными компаниями.
Так, в сентябре 1996 года между чешским концерном "Skoda", СП "Бел-Шкода" и СП "Бел-Фер" был заключен договор об организации на производственных мощностях СП "Бел-Фер" в Дзержинске сборки автомобилей "Шкода - Фелиция" и "Фелиция - комби". Мощности производства к 1999 году должны были составить 5 тыс. автомобилей в год.
В июле 1997 года белорусские власти сменили инвестора, предоставив беспрецедентные экономические льготы белорусско-американскму СП "Форд - Юнион", в котором компания Ford (США) получила 51% акций. Однако уже в октябре это СП было лишено всяких льгот, и в июле 2000 года производство было свернуто.