Замглава Минэкономразвития Алексей Лихачев: «Мы заинтересованы найти решение, удовлетворяющее обе стороны по условиям уплаты утилизационных сборов. Соответственно, возможен либо переход на поголовное уплату утилизационного сбора в рублях, или, соответственно, поголовное обеспечение гарантий».
Получается как в сказке про «Молодильные яблоки» налево пойдешь - утилизационный сбор заплатишь, направо - утилизируй сам свои автомобили. И так, и так платить приходится.
Напомним, что утилизационный сбор на новые и подержанные автомобили начал действовать в России с 1 сентября 2012 года, и призван компенсировать снижение импортных пошлин на машины, чего требуют правила ВТО.
Базовая ставка за новый легковой автомобиль может составить 20 тысяч – 45 тысяч рублей, за грузовую – в зависимости от категории от 150 тысяч до 400 тысяч рублей. Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей (не более 10 пассажирских мест, масса не более 3 т, объем двигателя не более 1,3 л) составит 0,5, т.е. величина сбора составит 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 л – 1, а свыше 3,5 л – 3,5.
Давайте же вспомним, откуда но.. колеса растут.
Причиной повышенного интереса к утилизации стал экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Такие развитые страны, как Великобритания, США и Германия решили стимулировать свою автомобильную промышленность за счет увеличения объемов утилизации старых автомобилей, предложив их владельцам приобрести взамен новые. При сдаче бэушного автомобиля в утиль европейцы получали бонусы для покупки новых машин. В США бонусы составляли 4,5 тысячи долларов, в Германии – 3,5 тысячи долларов, а в Великобритании – 3,2 тысячи долларов.
Сегодня в Германии можно сдать старый автомобиль на утилизирующее предприятие бесплатно. Взамен бывший владелец получит свидетельство об утилизации. Однако в большинстве стран Европы существует утилизационный сбор, который в каждой стране взимается по-разному, и включается в стоимость автомобиля при покупке. В Германии, к примеру, утилизационный сбор составляет 100 евро, в Нидерландах – 45 евро.
Европейские страны нашли дополнительный способ избавления от старых автомобилей. Они экспортируют их в страны Восточной Европы, СНГ и Азии. Это позволяет европейцам избавляться от автохлама и получить за это прибыль, ведь утилизация автомобилей в Европе – это хорошо отлаженный бизнес, нельзя просто оставить машину на улице и забыть про нее. Вот и отправляют европейцы старые автомобили туда, где они пользуются спросом.
Чем пока не могут похвастать Российские автопроизводители: в отличие от европейского «металлолома» российские автомобили не пользуются особым спросом.
Поэтому у РФ остается два варианта, точнее три, уплачивать утилизационный сбор, гарантировать утилизацию производимых автомобилей, либо потерять милионы в связи со снижением импортных пошлин на машины при вступлении в ВТО.