Но пока в это трудно поверить. Ведь вся борьба государства с нелегальным бизнесом сводится только к обсуждению вопросов о предоставлении дополнительных преференций для субъектов хозяйствования, оказывающих услуги СТО посредством введения понижающего коэффициента к базовым ставкам арендной платы, и к планированию увеличения количества легальных СТО, которые смогли бы справиться с тем количеством автомобилей, которые находятся у нас в стране.
Ведь по данным этого года в стране в личном пользовании граждан насчитывается около 3 млн. автомобилей. На одну тысячу жителей у нас приходится 279 машин, что больше чем в Украине и Казахстане. А зарегистрированных организаций, оказывающих услуги по техническому обслуживанию автомобилей, в настоящий момент в Беларуси только 3,5 тыс, остальные - так называемые «теневики».
Правда, Минторг предлагает целый список того, чем бы смогли легальные СТО перетянуть к себе клиентов у «теневиков». Это и модернизация производства, и современное оборудование, а также профессиональные кадры и даже максимально комфортные условия для своего клиента. Вплоть до массажного кресла в уголке отдыха, где можно подождать, если ремонт автомобиля затянется на долгое время.
Но проблема в том, что все, что предлагает Минторг требует вложения средств и при этом не малых, а тут еще налоги плати. В этой ситуации в более выгодном положении оказываются СТО нелегалы, которые сэкономив на налогах, могут позволить себе и модернизацию оборудования, и райские условия для клиента.
Утверждение, что сервис нелегалов является некачественным - это достаточно спорный вопрос. Основные клиенты незарегистрированных СТО - это средний класс, который не всегда может позволить себе выложить кругленькую сумму на ремонт и обслуживание своего автомобиля и готов рискнуть, отдав свой автомобиль в руки нелегалов. И не факт, что эти руки окажутся менее квалифицированными, чем на легальном СТО. К тому же, многие нелегалы стараются делать все на совесть так, чтобы клиент не только к ним вернулся, но еще и рассказал о них своим друзьям. Ведь это единственный способ для нелегально СТО создать себе рекламу.
Наказать, «чтоб неповадно было» деятелей подпольных станций техобслуживания – так же, как и выявить их – трудно, признаются налоговики. Мастера-нелегалы не боятся ни штрафов до ста базовых величин, ни предусмотренной конфискации гаражей, где велась незаконная деятельность, и техоборудования.
В общем, как всегда, государство умывает руки, ожидая пока количество СТО позволит справиться с тем количеством автомобилей, которые находятся у нас сейчас в стране.
Но как показывает опыт нашей соседки России, нахождение в равновесии спроса и предложения не способно урегулировать данный вопрос.
Несмотря на то, что Московский рынок авторемонтных услуг перенасыщен. Посудите сами 2500 автосервисов с суммарным количеством ремонтных постов, достигающие почти 15 тыс. При этом норма – один пост на 250 автомобилей. По данным ГИБДД, в январе 2004 года в столице зарегистрировано около 2,5 млн. легковых авто. И, таким образом, потребности частного автопарка с лихвой перекрываются 5000 «лишних» постов.
Однако превышение предложения над спросом никак не повлияло на полулегальные и нелегальные мастерские, расположенные при гаражных кооперативах, во дворах и в захолустных уголках промзон. Их услугами в основном пользуются владельцы отечественных машин. В таких сервисах, как правило, используется списанное оборудование и работает далеко не самый квалифицированный персонал. Но услуги «нецивилизованных» сервисов стоят дешево, спрос на них есть. И это подрывает ценовое равновесие на рынке.
То есть с увеличением количества легальных СТО в Беларуси будет расти, и количество их несознательных собратьев. Так что ответ напрашивается сам собой: белорусские чиновники, как всегда, ждут у моря погоды и, похоже, что ветер дует не в их сторону. Но они упорно этого не замечают, предпочитая перекладывать решение проблемы на более сознательных владельцев СТО. Хотя государственная казна страдает от нелегалов ничуть не меньше, чем владельцы станций технического обслуживания.