Сегодня многие водители и пассажиры в нашей стране предпочитают не пользоваться при езде ремнями безопасности по самым разным причинам. По статистике, таких граждан более половины. Часть водителей переоценивают свой опыт и свое шоферское мастерство, некоторые скептики полагают, что от ремней больше вреда, чем пользы: бытует мнение, что после аварии пристегнутый ремень мешает быстро покинуть разбитую машину, тем более если автомобиль загорелся или упал в воду.
Впрочем, многочисленные исследования и статистика дорожно-транспортных происшествий все же не подтверждают эти опасения, к тому же заклинивший ремень при необходимости можно перерезать. В любом случае существуют две точки зрения на проблему эффективности ремней безопасности.
О том, что телефонные разговоры за рулём не доводят до добра, водителей предупреждали давно. Но научных обоснований вреда мобильников для дорожного движения не было. Медицинские исследования в этой области полностью подтвердили предыдущие предостережения:
- у 9 водителей из 10 ослабляется контроль за дорожной обстановкой при одновременном ведении машины и разговоре по мобильному телефону, в связи со снижением функции внешнего внимания.
- в среднем ухудшение внимания водителя, увлеченно разговаривающего по мобильному телефону, снижается примерно через 50 секунд после начала разговора по телефону.
- по окончании разговора концентрация внимания на управлении автомобилем восстанавливается не сразу, а через определенное время. В среднем через 1-2 секунды.
- наиболее эффективны с точки зрения отвлечения внимания от управления автомобилем вопросы, которые требуют эмоционального вовлечения в разговор, обращения к функциям памяти или логическим функциям мышления.
- гарнитура hands-free не снижает риск переключения внимания водителя с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону.
- мужчины и женщины одинаково подвержены изменению функции внешнего внимания при управлении автомобилем и одновременном разговоре по мобильному телефону.
- практически все водители, за небольшим исключением, подвержены эффекту переключения внимания с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону. Это объясняется личностными психо-физиологическими качествами и опытом управления автомобилем.
В соответствии с ч.4 ст. 18.12 КоАП РБ «Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией ТС предусмотрены ремни безопасности…» предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 1 БВ. А в соответствии с ч. 9 ст. 18.12 КоАП РБ, те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания влекут наложение штрафа в размере от 2 до 5 БВ.
В соответствии с ч.4 ст. 18.14 КоАП РБ «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил пользования радио- и телефонной связью во время движения» предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 2 БВ. А в соответствии с ч. 12 ст. 18.14 КоАП РБ, те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания влекут наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ.