Указ президента РБ №454 вступил в силу с начала октября и медленно, но верно воплощается в жизнь. На полную мощность система видеофиксации не запущена, но, как сообщил на недавней пресс-конференции заместитель начальника УГАИ МВД Беларуси Максим Подберезкин, несколько сотен собственников автомобилей уже получили по почте постановления о привлечении к ответственности:
– Технически система достаточно сложная, и сразу запустить ее на полную мощь было бы не совсем правильно. По одной простой причине: если начнутся сбои, поступят жалобы. Но когда мы увидим, что сбоев нет и все работает, как и планировалось, тогда мы эту систему запустим в полном объеме. Юридическая же сторона запуска системы видеофиксации полностью отработана.
Сейчас те, кто получил письма по почте, как отметил замначальника ГАИ МВД, не подали ни одной жалобы. О юридической стороне вопроса можно почитать в самом президентском указе, а вот технической стороне вопроса мало кто уделял внимание. Что ж, «Ежедневник» восполняет пробел.
Сегодня на автодороге М1/Е30 Брест – граница РФ установлены 29 камер. Они бывают двух типов: стационарные и портативные. Все они замаскированы под цвет асфальта, то есть имеют корпус темно-серого цвета. Портативные камеры своим внешним видом напоминают уже используемую «Арену», также на треноге, но с двумя круглыми окнами. Они могут быть установлены в любом месте и в любое время.
Стационарная камера выглядит, как системный блок компьютера, с «рабочей» стороны имеет три стеклянных окна: вспышку, радар и саму камеру. Учитывая, что оборудование не дешево, стационарные камеры устанавливаются за металлическим отбойником. Сменить место их дислокации весьма затруднительно, поэтому вскоре они наверняка будут обозначены во многих GPS-навигаторах (уже сейчас белорусские автолюбители создают такую карту). Впрочем, как обещает ГАИ, будут даже знаки, предупреждающие о работе системы фотофиксации.
Как известно, все радары и многие технические средства, которыми оснащена ГАИ, – российского производства. В России произведены «Сокол», «Арена», «Визир»… Наряду с достоинствами эти приборы имеют и существенные недостатки. В данном же случае предпочтение было отдано радарам французского производства Sagem Mesta 2000, чтобы данные, на основании которых выносится решение о привлечении к административной ответственности, были максимально корректными. И, заметим, по почте собственникам авто будут рассылаться фотографии нарушений, зафиксированных только этими радарами. Только ими! С другими фоторадарами, такими как «Арена» или «Визир», практика работы остается прежней: нарушитель понесет наказание, только если его остановит сотрудник ГАИ на дороге.
Чтобы попасть в поле зрения камеры, надо превысить разрешенную скорость на 11 км/ч – именно такой порог установлен в радаре. Однако камеры установлены по ходу движения, то есть фотографируется задний номерной знак. А это значит, что даже на высокой скорости есть возможность увидеть серый ящик и притормозить, чтобы за ним проехать уже на разрешенной скорости.
Вся информация стекается не в ГАИ, а в центр фотофиксации нарушений ООО «Дорожная безопасность», которое выступает инвестором и реализатором проекта. Здесь происходит обработка информации, отбраковываются некачественные кадры. В этом же помещении будут работать сотрудники ГАИ.
Из технических характеристик отметим следующие: диапазон измеряемых скоростей – 10–300 км/ч, диапазон рабочих температур фоторадара – от минус 30оС до плюс 55°С. К слову, температурный режим был специально расширен, все ж климатические условия во Франции и в Беларуси отличаются.
Как известно, на М1 скорость для разных типов автомобилей установлена разная, но система способна распознавать скорость и тип транспортных средств. Камеры защищены антивандальным материалом и выдерживают попадание из 9-миллиметрового пистолета типа «Беретта» с расстояния один метр. Еще бы! Sagem – один из основных поставщиков оборудования для французской «оборонки».
От первого до последнего действия вся система максимально автоматизирована. Датчики фиксации скорости передают информацию в центр фиксации правонарушений, где в автоматическом режиме происходит обработка данных, определяется тип ТС, его регистрационный номер. Причем распознаются не только белорусские номерные знаки, но и номера практически всех стран ЕС, СНГ. Каждая фотография помимо самого снимка ТС содержит пакет данных: место фиксации, скорость, каким прибором она зафиксирована и другие. Данные поступают в ту часть центра, где несут службу сотрудники ГАИ, они соотносят полученную информацию с базами данных. После принятия решения инспектор подтверждает его цифровой подписью – и постановление распечатывается, автоматически вкладывается в конверт. И уже сотрудники «Белпочты» заказным письмом с уведомлением доставляют его собственнику авто.
Если же за рулем нерезидент РБ, то информация в онлайн-режиме поступит в пункты контроля оплаты, которые устанавливаются на основных автомобильных магистралях, в том числе вблизи приграничных районов.
После трассы М1 система фотофиксации в Беларуси будет развиваться и впредь. И снова за счет инвесторов. Впоследствии камеры планируют установить на МКАД, а также на трассе Минск–Гродно. Как показал опыт других стран, той же Франции, камеры позволяют значительно снизить количество погибших в автоавариях. А скорости на М1 порой не просто превышены: во время годичной опытной эксплуатации системы однажды был зафиксирован максимум – 252 км/ч! К слову, за один только месяц опытной эксплуатации фотокамерами было зафиксировано порядка 10 тысяч случаев превышения скоростного режима. Это в несколько раз больше, чем было зафиксировано всеми инспекторами ГАИ на трассе М1 от границы с РФ до границы с Польшей.
Есть надежда, что система фотофиксации в Беларуси снизит количество погибших на 30–40 процентов и повысит культуру вождения, потому как сама система дисциплинирует. Да и, наконец, начнет действовать принцип неотвратимости наказания.
источник www.avto.ej.by