По его словам, грядет реформа программы обучения и системы контроля знаний.
За последние пять лет количество организаций, которые готовят водителей, возросло на 16%. За это время в республике подготовлено свыше 600 тысяч водителей. Если учитывать, что в республике насчитывается чуть больше трех миллионов транспортных средств, получается, что каждый пятый водитель окончил школу до пяти лет назад.
Существует проблема качества подготовки, но она существует повсеместно. За последние десять лет состояние аварийности по вине водителей со стажем до одного года является стабильным и не превышает пяти процентов.
Возникает вопрос: кто совершает остальные происшествия и из-за чего? Водитель, который только что окончил школу, не так агрессивен в своем вождении, потому что не приспособлен адекватно себя воспринимать в реальных условиях.
Повышение мастерства водителей должно совершаться в реальных условиях дорожного движения, и с этим есть некоторые проблемы. Действительно, есть определенные ограничения для данной категории водителей: им, например, нельзя превышать скорость свыше 70 км/час. Но, мнению специалистов УП «Белтехосмотр», нужно установить еще несколько ограничений по примеру стран Западной Европы.
Предполагается, что водителю со стажем управления до двух лет нельзя управлять машиной ночью, нельзя находиться за рулем одному: рядом с ним должен находиться родственник, который имеет соответствующее водительское удостоверение и определенный стаж вождения. Кроме того, в Австрии, например, запрещено перевозить пассажиров водителю со стажем до двух лет. Там выдается временное водительское удостоверение, которое через два года при условии успешной сдачи квалификационного экзамена подлежит обмену на обыкновенное.
Эти предложения пока находятся на стадии обсуждения. Для того чтобы реально повысить мастерство водителей, в УП «Белтехосмотр» два года назад были разработаны программы повышения квалификации. Кроме того, если у водителя есть сезонность в управлении автомобиля, он может в нерабочее время обратиться в любую учебную организацию для повышения своего мастерства.
В республиканских программных требованиях изложены, каким должен быть класс и оборудование, какими должны быть учебные транспортные средства. Некоторые требования будут ужесточаться, в частности, технические нормативные документы и программные требования. В прошлом и позапрошлом году в Беларуси наблюдался ажиотаж подготовки водителей: в некоторых районных центрах очередь достигала года. Был так называемый предкризисный период, когда люди, не собираясь управлять в будущем автомобилем, «на всякий случай» получали права. Кроме того, когда цены на обучение регулировались постановлением Совета министров, многие руководители организаций отправляли на обучение своих сотрудников, потому что «цены скоро поднимутся». У людей срабатывал некий внутренний инстинкт, и ажиотаж был непонятный. В этом году идет спад: уже по первому кварталу в целом по республике спад по всем категориям составил около одного процента, на сегодня по предварительным прогнозам спад по первому полугодию составит около трех-пяти процентов.
Это свидетельствует о спаде интереса. Но если в 2005 году было подготовлено 108 тысяч водителей за год, то в прошлом году – уже 172 тысячи. В 2008 году было подготовлено 152 тысячи водителей.
У «Белтехосмотра» к преподавательскому составу, которые читают теоретические предметы, серьезных претензий, нет. Есть они к мастерам производственного обучения управлению автомобилем. Раньше мастером мог стать любой, имеющий стаж, после прохождения курсов повышения квалификации. На сегодня требования ужесточены, и желающий стать мастером должен иметь образование не ниже среднего специального. Кроме того, Минский государственный автомеханический колледж в ближайшее время может организовать специальное обучение, шестимесячную программу по подготовке мастера.
Были разработаны программы повышения квалификации, которые, как считает «Белтехосмотр», каждый мастер должен пройти, так как не все мастера обладают педагогическими, психологическими навыками, а это очень важно при обучении вождению.
Кроме того, работники ГАИ констатируют, что сейчас во многих школах не учат, а натаскивают на билеты. Возникает вопрос: кто в этом виноват? Если в учебной программе прописано, что курсант должен сдать восемь элементов, то в ГАИ – только три элемента, причем, из трех элементов сдают только по одному. Некоторые школы пошли по упрощенному варианту: зачем учить восемь, если в ГАИ принимают три? Сегодня стремятся, чтобы ученики сдавали с первого раза, хотя это – далеко не показатель уровня подготовки водителя. У человека может быть просто неудачный день, тем более, что идет сдача группой в определенный день. В основном, сдают со второго-третьего раза. Если в целом по республике этот показатель составляет больше 60%, то по Минску он составляет около 40%. В дальнейшей перспективе будет экзамены будут принимать компьютеры независимо от воли или пожелания того или иного человека.
На данный момент автоматизация дошла только до теоретической части экзаменов. Уже находится в опытной эксплуатации автомобиль, пока еще в единственном экземпляре, в Республиканском учебном центре ДОСААФ, оборудованный компьютером, оснащенным специальным ПО и системой видеонаблюдения, оснащенной несколькими камерами, которые фиксируют весь процесс в режиме реального времени.
Все это перспективы ближайшего будущего, что касается настоящего, то регистрируется большое количество нарушений в работе автошкол. Это влечет наложение штрафов и ужесточение контроля.