Импортеры, входящие в ассоциацию БАА готовят экстренные меры для защиты своих интересов и активно доводят свое мнение до руководства правительства и администрации Президента.
Как рассказал Сергей МИХНЕВИЧ, председатель правления БАА, в ситуации с такой разницей в пошлинах между юридическими и физическими лицами, нормальная хозяйственная деятельность практически невозможна.
Продажи официальных дилеров за 5 месяцев не превысили 2200 автомобилей, что в 3 раза меньше аналогичного периода кризисного 2009г, и в 3 раза меньше всех регистраций новых автомобилей за этот период. Таким образом, физлица сегодня ввозят новые автомобили в 2 раза больше, чем продают официальные дилеры.
С точки зрения ввоза:
- только около 1000 новых автомобилей были ввезены в 2010г официальными дилерами - в 6 раз меньше чем за первые 5 мес 2009г.
- более 60000 новых и б/у автмомбилей ввезено физлицами, что превышает более чем на 30% аналогичный показатель 2009г.
Характерной чертой ситуации является тот факт, что в десятку лидеров регистраций в сегменте новых легковых автомобилей вошли такие премиум-бренды, как BMW и Mersedes, к ним активно подбираются Audi, Volvo и Lexus. В целом доля премиум-сегмента в общем ввозе новых легковых автомобилей выросла с 9%в прошлом году до 16% в этом, анализируя первые 5 месяцев обеих годов. 90% новых автомобилей премиум-сегмента ввезено физлицами.
Ситуация складывается парадоксальной, с одной стороны, государство желает, чтобы платились налоги и рынок оставался цивилизованным. С другой, создаются условия для «серых» схем и ухудшения финансового положения всех игроков на автомобильном рынке.
Об этом свидетельствуют цифры состоявшегося переходного периода. За истекшие пять месяцев официальные импортеры - юридические лица завезли менее 30 процентов от общего числа ввезенных новых авто.
Как выход, видится введение пошлин на автомобили возрастом до 3 лет, либо создание режима «свободного таможенного складирования». Это позволило бы юрлицам соблюдать законодательство и оставаться конкурентоспособными.
На наш вопрос, ведутся ли консультации представителей правительства с заинтересованными лицами от автобизнеса, Серегей МИХНЕВИЧ ответил очень сдержано, в том ключе, что инициатива исходит от БАА и процесс этот очень тонкий, сложный и медленный. Рассылаются письма в правительство, Администрацию Президента, ГТК РБ.
Общая концепция защиты будет обсуждаться на собрании БАА 15 июня, к этому моменту, возможно, прояснится ситуация с условиями вхождения Беларуси в Таможенный Союз.
К сожалению, продавцы подержанных авто не создали своего профсоюза. В данной ситуации, их ,по общему мнению, ждет жесткий экономический удар. Продажа подержанных авто рухнули.