Всех нас мучает вопрос наболевший, вопрос надоевший, но очень важный - Будут ли повышать пошлины? Отвечаем - да, будут. Как мы отмечали ранее, актуальным становится другой вопрос - Когда будут повышены пошлины? И от ответа на этот вопрос зависит многое.
Вариантов ответа много, с точной датой только один. Сразу после президентских выборов у нас в РБ. После этого можно будет безбоязненно сдать эту позицию, не получив в обмен существенных уступок по пошлинам на нефть (нефтепродукты), с которыми они увязаны.
Предположений другого характера много. Как пишет Коммерсант, "На встрече с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым и главой секретариата комиссии ТС Сергеем Глазьевым белорусский президент Александр Лукашенко сказал им, что не будет делать пошлины на энергоносители вопросом, от которого зависит строительство Таможенного союза». Россия пойдет для Беларуси на те же уступки, что и для Казахстана. Будет, временно, изъято положение о пошлинах на авто. У Казахстана переходный период заканчивается 1 января 2011 года, про нас ничего не сказано.
Есть еще один вариант, 8 мая Владимир Путин предложил Беларуси "обменять" пошлины на подписание Минском соглашений по Единому Экономическому Пространству. Ответа на это предложение не последовало, но вопрос остается открытым. Если его подпишут, то все станет по российскому образцу, и пошлины на авто, и пошлины на нефть, и цены на газ, и российская валюта для расчетов.
К сожалению, наши прогнозы сбываются. Осталось меньше месяца до 1 июля, но достоверной информации о том, что будет, нет, ни у кого. До этой даты предстоит еще одна встреча экспертов - первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, вице-премьера Белоруссии Андрея Кобякова и первого вице-премьера Казахстана Умирзака Шукеева. Она вновь пройдет в Санкт-Петербурге 18 июня. Предполагается, что после этой встречи Сергей Глазьев сможет доложить главам государств союза на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС 5 июля в Астане о создании единой таможенной территории.
Для белорусского авторынка, как это ни парадоксально, опасны все варианты дат, кроме 1 июля.
Продажи авто остановились, писали мы ранее, уже закрываются многие автосалоны б/у техники. Ситуация на рынке близка к панике. Если процесс будет затягиваться, то многих продавцов, рассчитывавших на рост пошлин и российский рынок, задолженность перед банками и заемщиками заставит снижать цену. И это будет похоже на обвал. Так как импорт легковых автомобилей в Беларусь с начала 2010 г увеличился более чем на тридцать процентов до 67,8 тысяч единиц, при этом 98 проц автомобилей импортировали физлица. В цифрах это около 400 миллионов долларов. К сожалению, мы не можем обладать данными какой процент от этой суммы - заемные средства.
За дальнейшим развитием ситуации следите вместе с нами.