Очередной пакет соглашений, регулирующих работу Таможенного союза, премьеры России, Белоруссии и Казахстана готовятся подписать в пятницу, 21 мая. Как соообщают "Ведомости", среди них порядок зачисления доходов от импортных пошлин, принципы взимания косвенных налогов при импорте и экспорте, поправки в Таможенный кодекс и др. Но главные споры развернулись вокруг соглашения об импорте иномарок физлицами, рассказали чиновники Минэкономразвития и Минфина.
Пошлины на ввоз легковых автомобилей компаниями Россия, Белоруссия и Казахстан унифицировали с 1 января, выравняв их по российской планке (для подержанных иномарок ставки сейчас фактически заградительные). Наиболее чувствительным повышение оказалось для Белоруссии, где пошлины были в разы ниже, чем в России и Казахстане. Пошлины на ввоз автомобилей для личного пользования в Белоруссии остались на низком уровне: от 0,35 до 0,7 евро за 1 куб. см объема двигателя против российских 2,5-5,8 евро. К примеру, растаможка Audi A6 2003 г. с двигателем 3 л обходится в Белоруссии в 1800 евро против 12 000 евро в России.
Минск уже выражал согласие повысить пошлины и для граждан. «Льгота в отношении физлиц будет действовать до 1 июля этого года, затем все это заканчивается», — говорил в январе председатель таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский. Тем не менее, хотя до подписания соглашения остается два дня, окончательной договоренности по вопросу нет, рассказывают чиновники Минфина и Минэкономразвития. Это подтверждает и представитель правительства Белоруссии.
По словам российских чиновников, Минск просит установить общий тариф на уровне белорусских пошлин, Москва же хочет, чтобы ставки выросли до российских. «Мы настаиваем на компромиссном решении по пошлинам на автомобили, которое устроит всех», — уточняет позицию республики чиновник белорусского правительства. Каким именно может быть компромисс, он не объясняет. Никаких компромиссов быть не может, пошлины должны быть повышены до российского уровня, говорит российский чиновник, участвующий в переговорах.
Еще один больной вопрос для двух стран — импорт в Россию иномарок, ввезенных в Белоруссию до 1 июля, когда будет снят контроль на российско-белорусской границе. Российские дилеры опасались, что сразу после этого в страну хлынет поток дешевых подержанных иномарок из Белоруссии, ввезенных по старым таможенным пошлинам. Равновесие российского рынка может быть нарушено, заявил вчера и начальник управления ФТС Дмитрий Некрасов. По его словам, Москва предлагает применять временный режим ввоза иномарок, импортированных в Белоруссию до 1 июля, при их продаже в России владельцу придется заплатить разницу в таможенных платежах.
Такие правила стали бы барьером на пути дешевых белорусских иномарок, говорит директор по стратегическому развитию бизнеса дилерской группы «Атлант-М» Алексей Терещенко. Россия не допустит беспошлинного перемещения автомобилей, ввезенных по действующим сейчас ставкам, уверен он. В любом случае российский рынок ожил и ввоз даже нескольких тысяч дешевых автомобилей из Белоруссии не повлияет на общий уровень цен, уверено большинство опрошенных «Ведомостями» автодилеров.
Как мы писали ранее, рынок остановился в ожидании принятия этого решения. Складывается впечатление, что настроение на рынке предпаническое. Опрошенные нами участники рынка, однозначно указывали на один момент. Избыток противоположной информации от официальных лиц раскачивал и без того слабую ситуацию. Многие ожидают, что если повышенные таможенные пошлины не будут приняты, начнется сброс автомобилей, который повлечет обвал цен.
Как видится, в течении этих двух дней мы услышим еще много заявлений, кардинально противоположных по смыслу. Реально, вся ситуация станет прозрачной только после 1 июля, к сожалению.