Аэрография автомобилей – это отдельный мир, где есть поклонники и клубы, богатые и красочные выставки, а фотографии машин появляются в дорогих журналах. Киноактеры, бизнесмены, звезды эстрады и обычные автолюбители все чаще заказывают у профессиональных художников автомобильную или мотоциклетную аэрографию.
Мотоцикл Valery Chkalov посвящен выдающемуся советскому летчику-испытателю Валерию Чкалову.
На бензобаке – маршрут его легендарного перелета.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В далеком 1879 году ювелир из Айовы Эбнер Пилер запатентовал изобретение под названием «распределитель краски» для живописи акварелью и других художественных целей. Именно с этого момента принято официально отсчитывать историю аэрографии.
Творение Пилера было далеко от совершенства, лишь спустя пятнадцать лет компания Charles and Liberty Walkup представила аэрограф современного образца на всемирной выставке в Чикаго. С виду он очень напоминает авторучку, сверху прикреплена небольшая емкость для эмалей, куда под давлением подается воздух.
В начале двадцатого века с помощью аэрографии рисовали рекламу на гоночных автомобиля и мотоциклах, а вскоре мода распространилась среди автолюбителей: на машинах появились причудливые узоры, рисунки диких животных, эмблемы и просто надписи.
Переломным этапом стали шестидесятые годы, тогда в Америке начался настоящий бум, сразу же появились профессиональные художники и специальные студии.
В России аэрография, проникнув в начале 90-х, за каких-то десяток лет сумела быстрыми темпами догнать и стать наравне среди «старожилов» Америки и Европы. Несколько лет назад мода на аэрографию пришла и в Беларусь.
Чоппер для Тимати делали в Минске
Профессиональных белорусских художников, занимающихся аэрографией, у нас считанные единицы. Одна из них - Ольга, известная в художественных кругах под псевдонимом Иволга.
Последние пару лет она делает аэрографию для российского кастом-ателье YSM, которое занимается созданием эксклюзивных мотоциклов. Одна из последних работ Иволги – графика на кастом-мотоцикле (иначе - чоппере) рэпера Тимати. Поговаривают, что за это свою игрушку репер заплатил порядка 100.000 долларов.
- Мотоцикл называется Black Clowns Gang 13 («Банда Черных Клоунов 13») и построен на базе Silver Stork - одного из первых российских кастом-мотоциклов, - говорит Ольга. - Задний щиток мотоцикла украшает орнамент, состоящий из букв BCG и цифры 13, – точь-в-точь как на татуировке у самого Тимати.
- Это была его идея или твоя – перенести тату на мотоцикл?
- Это пожелание заказчика.
- А вообще подобные заказы на эксклюзив часто поступают?
- Построить эксклюзивный мотоцикл, единственный в своем роде, дело не дешевое. В основном заказывают состоятельные россияне. Специалистов хватает и там, но в Беларуси иностранцев привлекают в первую очередь цены. То, что у нас исчисляется сотнями, у них – тысячами. Ценники в России на автомобильную аэрографию доходят до 20.000 долларов. Иностранцам дешевле перевезти сюда машину, выполнить работы и вернуть назад.
В шлеме от Иволги ездит и известный читателям Руль.by Максим Багель.
Аэрография – как татуировка: делаешь практически на всю жизнь
- Девушка с аэрографом в руках – это нормальное явление? Как ты вообще попала в сферу аэрографии?
- Я с детства рисовала и получила художественное образование. Давным-давно, когда я еще не знала что такое аэрография, мне позвонил мой друг и предложил попробовать раскрасить «боевой» автомобиль своего приятеля-автогонщика. Для примера он показал мне на компьютере фотографии американских и российских машин, украшенных аэрографией - и я буквально обалдела! Сделав первые эскизы, приступили к делу. Конечно, без «косяков» не обошлось, но в итоге все получилось и все остались довольны.
Знаний в области малярных и подготовительных работ мне сильно не хватало. И тогда я попросила брата, работавшего в автосервисе познакомить меня с малярами, чтобы хоть чему-то научиться. К счастью, у одного из них оказались друзья, которые уже занимались аэрографией. Собственно, они и стали моими учителями и со временем друзьями: научили технологиям и методам работы в области аэрографии. Легко мне не было…
- Почему ты решила специализироваться именно на мотоциклах?
- Так получилась, что первые мои проекты были мотоциклетные. Позже случай свел меня с человеком, который оказался руководителем кастом-ателье YSM. Юрий предложил работать с ним. За время работы в мастерской я многому научилась.
- И что оказалось самым сложным?
- Понять, чего хочет заказчик, если он сам этого не знает. Художнику приходится быть психологом, чтобы точнее узнать человека и определить его стиль. Проще, когда люди четко знают, что они хотят. Если человек не определился, то приходится создавать много вариантов эскизов. Чаще так бывает с женщинами, хотя мужчины порой тоже долго не могут определиться. Все-таки, аэрография – это как татуировка: делаешь практически на всю жизнь.
Мотоцикл Time Machine создан в честь группы «Машина времени».
На крыле – настоящие автографы участников группы.
А дальше дело техники. Эскиз рисуется либо от руки, либо на компьютере, например, в фотошопе. Самое главное – это передать идею рисунка и донести ее до другого человека.
Когда все согласовано, начинается подготовка автомобиля к аэрографии: ремонт сколов, вмятин или иных повреждений лакокрасочного покрытия, оклейка стекол, подготовка деталей автомобиля к покраске, если это того требует. После этого нужно обработать детали, на которые будет наноситься рисунок наждачной бумагой для получения необходимой матовой поверхности, которая, в свою очередь, обеспечит необходимую адгезию на поверхности детали.
После этого начинается «художка» - прорисовка элементов: сперва - наиболее значимых в композиции, затем мелких деталей рисунка. Наконец, покрытие лакируется, полируется; возвращаются на место молдинги, ручки, резинки, снятые перед работой. Автомобиль готов.
- И сколько времени обычно уходит на работу над автомобилем или мотоциклом?
- Естественно, все зависит от сложности. Бывает, все успеваю за неделю. Работа над моим самым долгим проектом велась около трех месяцев. Это был трехколесный мотоцикл – «трайк» в стиле рок-групп 60-70-х годов: Вудсток, Джим Моррисон, Lez Zeppelin, Deep Purple, билеты, афиши, обложки пластинок, хиппарские лозунги – все это отразилось в оформлении этого трайка и увеличило временные рамки.
- А какие модные тенденции в аэрографии существуют сейчас?
- Сейчас моден минимализм. Всегда интересно смотрятся имитации различных текстур. Например, камня, ржавого металла, дерева – при грамотном и умелом подходе это выглядит очень выигрышно. Кстати, многие эффекты получаются из «косяков». Нечаянно ошиблась, вышел ляп - начинаешь удалять. А потом понимаешь, что из этого может что-то выйти, и пробуешь этот «косяк» развить в интересную идею.
Аэрография запрещена в двух странах мира – в Италии и Беларуси
- Гарик Мартиросян, владелец самой тюнингованной машины в Беларуси, за два месяца езды заплатил 4,5 миллиона рублей штрафов , ведь у ГАИ постоянно возникают претензии к необычным авто. Что можно сделать, чтобы свести неприятности к минимуму?
- Несомненно, это очень острый в нашей стране вопрос. Аэрография, тюнинг у нас как бы запрещены. Но в правилах нет понятия «аэрография». Есть понятия «наклейка» и «изображение». Изображение может быть разным: антисоциальным, порнографическим, а может быть искусством. Если аэрография гармонирует с автомобилем - она не отвлекает и вполне допустима. Ведь есть масса других объектов, которые отвлекают водителя за рулем во время движения: те же увешанные наклейками машины ГАИ, автобусы и троллейбусы, пестрящие рекламной, биллборды вдоль дорог, наконец, девушка, идущая в короткой юбке вдоль дороги. Может, нужно их тоже запретить? А если я на фотографии в паспорте я в другой одежде, нежели сейчас? Меня тоже привлекать к ответственности? Тут одни вопросы…
Я знаю только две страны, где запрещена аэрография - это Беларусь и Италия. В других странах вообще вопрос оформления и цвета машины не стоит: в техпаспорте указываться марка, дата выпуска, номер кузова, а дальше – хоть ты машину мехом обшивай! С мотоциклами в Беларуси проще. Они изначально идут с завода с яркой покраской и наклейками.
- Как владельцу машины с аэрографией можно зарегистрировать свой автомобиль?
- Мне известны случаи, когда люди регистрируют автомобильную аэрографию как рекламное изображение: берут нужные разрешения и платят определенные налоги. Обычно люди, которые делают себе на машины аэрографию, достаточно состоятельные и вполне могут позволить себе зарегистрировать подобный автомобиль.
МАСТЕР САМОДЕЛКИН
Заняться аэрографией самому достаточно просто, считает Иволга.
1. Нужно иметь желание, вкус и некоторое количество денег.
2. Чтобы подготовить поверхность к покраске, можно обратиться в автосервис, где занимаются «маляркой».
3. Простой аэрограф отечественного производства можно купить в магазинах для художников за 50.000 рублей.
4. Еще понадобится маленький компрессор - стоит около 350.000 руб. и продается там же. Компрессор можно сделать самим, сняв ресивер со старого холодильника.
5. В аэрограф можно зарядить обычную, разведенную растворителем автомобильную краску.
6. Поскольку краска токсичная – понадобятся средства безопасности – респиратор и перчатки. Работать нужно в проветриваемом помещении.
7. До того, как вы начнете разукрашивать свой автомобиль, потренируйтесь на обычной бумаге с гуашевыми либо акриловыми пигментами. Стало получаться? Попробуйте раскрасить корпус своего мобильного телефона или, например, металлическую вазу с вашей полки. Когда «набьете руку» - расширяйте горизонты творчества!